Вниманию потребителей-неплательщиков

Уважаемые клиенты!

В связи с вступлением в силу с 29.09.2017 новой редакции Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, которая значительно изменяет порядок введения ограничения потребителей, компания информирует

Основные положения новых Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии

(утв. постановлением Правительства РФ от 24.05.2017 г. № 624)

Введение

Федеральный закон от 03.11.2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее – Закон № 307-ФЗ):

— внес изменения в процедуру введения ограничения режима потребления электрической энергии потребителей, основные принципы которой установлены Федеральным законом от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

— установил ответственность за нарушение указанной процедуры потребителями и энергетическими компаниями.

Во исполнение Закона № 307-ФЗ принято постановление Правительства РФ от 24.05.2017 г. № 624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ» (далее – Постановление №624).

Постановление №624 внесло существенные изменения в действующую процедуру введения ограничения режима потребления электрической энергии, которая закреплена в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442) (далее – Правила ограничения).

Ниже изложены основные положения новых Правил ограничения (в сравнении с действующими Правилами), которые начнут применяться с 29 сентября 2017 г.

Действие Правил ограничения распространяется на всех потребителей электрической энергии – юридических и физических лиц, за исключением граждан — потребителей коммунальных услуг (собственников помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лиц, пользующихся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением).

Процедура описывается применительно к такому основанию введения ограничения как возникновение задолженности за электрическую энергию и (или) услуг по ее передаче.

1. Кто и по каким основаниям вправе инициировать процедуру ограничения режима потребления, кто обязан выполнять фактические действия по ограничению режима потребления

1.1.

Инициатор  введения  ограничения

Основания введения ограничения 

Поставщик электрической энергии,
с которым заключен или должен быть
заключен договор энергоснабжения
или купли-продажи электрической
энергии, в т.ч.:-  гарантирующий поставщик

— энергосбытовая организация

— производитель электроэнергии

— задолженность по оплате электроэнергии
— нарушение договора в части условий о релейной защите, противоаварийной и режимной автоматике, реактивных компенсаторах
— ненадлежащее (с нарушением установленного порядка) технологическое присоединение к электрическим сетям
— потребление электроэнергии в отсутствие заключенного в письменной форме договора (бездоговорное потребление)

 

Электросетевая организация — задолженность по оплате услуг по передаче электроэнергии
— нарушение договора в части условий о релейной защите, противоаварийной и режимной автоматике, реактивных компенсаторах
— подключение оборудования, нарушающего условия технологического присоединения к сетям
— прекращение договора оказания услуг по передаче электроэнергии
— бездоговорное потребление электроэнергии
— требование судебного пристава-исполнителя
— прекращение временного электроснабжения (по временной схеме)

 

Потребитель — Заявление потребителя

1.2. В настоящее время наличие долга за электрическую энергию и (или) услуги по ее передаче является основанием для введения ограничения только тогда, когда у потребителя образовалась задолженность за один период между установленными договором сроками платежей (для граждан — за 2 месяца).

Согласно новым Правилам ограничения основанием для введения ограничения является наличие задолженности за электрическую энергию в любом размере, т.е. причиной введения ограничения может стать даже неполная оплата одного промежуточного (авансового) платежа.

 

1.3. Лицом, обязанным осуществлять фактические действия по ограничению режима потребления электроснабжения является:

1)   в первую очередь, сам потребитель электрической энергии путем прекращения (сокращения) потребления электроэнергии (самоограничение).

2)   электросетевая организация, с которой у инициатора заключен договор оказания услуг по передаче электроэнергии (исполнитель), или

3)   иная электросетевая организация или другое лицо —  владелец электрических сетей, к которым присоединены электроустановки потребителя (субисполнитель).

Правила ограничения устанавливают обязанность   потребителя, в случае получения соответствующего уведомления инициатора, самостоятельно обеспечить прекращение (сокращение) потребления электроэнергии в указанный в уведомлении срок. Законом №307-ФЗ введена административная ответственность потребителя за невыполнение этой обязанности (см. п. 8).

Исполнитель (субисполнитель) обязан ввести ограничение режима потребления со своих объектов электросетевого хозяйства, если он имеет соответствующую техническую возможность. В противном случае он осуществляет проверку самоограничения потребителя. Такую же проверку вправе осуществлять инициатор. Потребитель обязан обеспечить доступ исполнителю и (или) инициатору к своим электроустановкам для засвидетельствования (актирования) факта введения самоограничения. Законом №307-ФЗ введена административная ответственность потребителя за невыполнение этой обязанности (см. п. 8).

 

2. Упрощение процедуры введения ограничения режима потребления

Новые Правила ограничения уменьшают сроки проведения процедуры ограничения режима потребления за счет сокращения количества обязательных этапов, исключения повторных уведомлений потребителя о предстоящем введении ограничения и внедрении оперативных способов его уведомления об этом.

Действующий порядок в общем случае состоит из трех обязательных этапов, а для потребителей, ограничение режима потребления которых может привести
к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее – социально значимые потребители)[1], а также иных потребителей, имеющих подписанный с электросетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони (далее – АТБ), — из пяти.

Новые правила сокращают количество этапов для всех потребителей, кроме социально значимых.

Для потребителей, не относящихся к социально значимым, и иным потребителям, не имеющим АТБ, исключается этап частичного ограничения. В отношении такого рода «обычных» потребителей, составляющих большинство, после истечения срока для погашения задолженности, указанного в уведомлении, сразу вводится полное ограничение режима потребления.

Для потребителей, имеющих АТБ, применяется сначала частичное ограничение, затем полное ограничение. Однако в отличие от действующего порядка частичное ограничение вводится только до уровня технологической брони, исключается частичное ограничение до уровня аварийной брони.  Если уровень технологической брони в АТБ не указан, вводится полное ограничение.  

В отношении социально значимых потребителей сначала вводится частичное ограничение до уровня технологической брони, затем частичное ограничение до уровня аварийной брони, затем полное ограничение с учетом нового механизма (см. п.3). В отношении социально значимых потребителей, не имеющих оформленных актов согласования технологической и (или) аварийной брони, вводится сразу полное ограничение с учетом нового механизма.

Одновременно Закон №307-ФЗ вводит обязанность социально значимых потребителей в установленном порядке согласовать уровень технологической и (или) аварийной брони[2], а также вводит административную ответственность за нарушение этой обязанности (см. п.8)

Правила ограничений также предусматривают особенности введения ограничения для случаев, когда у потребителя имеется подписанный с электросетевой организацией АТБ, но в нем не указаны величины технологической и (или) аварийной брони.

 

3. Внедрение правового механизма, обеспечивающего возможность введения полного ограничения режима потребления социально-значимых потребителей

Закон №307-ФЗ и новые Правила ограничений обязывают социально-значимых потребителей, в случае возникновения задолженности, являющейся основанием для ограничения их электроснабжения, погасить задолженность либо выполнить мероприятия, которые позволят ввести полное ограничение режима потребления и предотвратить наступление неблагоприятных экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения (далее – мероприятия по обеспечению готовности к прекращению поставки электроэнергии). Состав этих мероприятий определяется самим потребителем, и может включать, например, установку за свой счет автономных генераторов, а также любые иные действия, которые необходимы для безаварийного прекращения технологического процесса работы, сохранности оборудования, обеспечения безопасности людей и т.п.

Для этого законом и Правилами ограничения устанавливается обязанность всех социально значимых потребителей разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к прекращению поставки электроэнергии, срок выполнения которых не может превышать более 6 месяцев. Данная обязанность возникает с даты вступления в силу новых Правил ограничения (29 сентября 2017 г.).

В случае применения процедуры ограничения, указанный план должен быть предоставлен потребителем инициатору в 3-дневный срок.

Со дня введения частичного ограничения (если оно было введено) или со дня получения уведомления инициатора о предстоящем введении ограничения (если у потребителя отсутствует АТБ или данный акт не содержит необходимых данных для введения частичного ограничения) потребитель обязан выполнить мероприятия по обеспечению готовности к прекращению поставки электроэнергии.

В случае если потребитель не предоставил инициатору вышеназванный план, или предоставил план со сроком реализации мероприятий свыше 6 месяцев, установлена обязанность потребителя выполнить указанные мероприятия в срок не более 2 месяцев.

По истечении срока выполнения мероприятий по обеспечению готовности к прекращению поставки электроэнергии, потребитель обязан в течение 1 рабочего дня направить исполнителю и инициатору уведомление о готовности к введению полного ограничения, после чего электропотребление должно быть полностью прекращено (самостоятельно или исполнителем).

В случае, если указанное уведомление инициатором и исполнителем не получено и (или) потребление электрической энергии не прекращеномероприятия считаются невыполненными потребителем, что влечет административную ответственность,введенную Законом №307-ФЗ (см. п. 8).

 

4. Утверждение перечня социально значимых потребителей

В соответствии с Законом № 307-ФЗ в каждом регионе главой субъекта Российской Федерации должен ежегодно утверждаться перечень социально значимых потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Правила ограничения установили процедуру формирования и ведения данного перечня.

Перечень формируется на основании обращений потребителей, относящихся к социально-значимым, сведений, предоставляемых электросетевыми организациями и поставщиками электроэнергии (гарантирующими поставщиками), утверждается ежегодно до 1 июля и размещается на официальном сайте главы субъекта Российской Федерации в сети «Интернет». При получении новых сведений об указанных потребителях перечень подлежит актуализации.

 

5. Упрощение порядка уведомления потребителя о введении ограничения

Новые Правила ограничения вводят оперативные способы уведомления потребителя о предстоящем введении ограничения режима потребления электроэнергии.

Уведомление осуществляется однократно, в нем указывается исчерпывающая информация обо всех этапах и уровнях ограничения, сроках их введения, сроке погашения задолженности и т.д.

Потребитель может быть уведомлен об этом: СМС-сообщением, по электронной почте, путем размещения уведомление на официальном сайте инициатора в сети Интернет (если такой сайт зарегистрирован в качестве средства массовой информации), посредством включения уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (услуг по передаче).

При этом основными способами будут являться уведомление посредством СМС-сообщения и по электронной почте.

В соответствии с Постановлением №624 номер мобильного телефона и адрес электронной почты потребителя, предназначенные для направления ему уведомления о введении ограничения режима потребления, определены в качестве существенных условий договора энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) и должны быть внесены в ранее заключенные, а также указываться во вновь заключаемых договорах.

Кроме того, если в договоре не указан ни один из названных способов, Правила ограничения допускают уведомление потребителя путем публикации текста уведомления в печатном изданиив котором осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или любым иным способом, позволяющим подтвердить доставку потребителю уведомления.

В свою очередь, поставщики электрической энергии и электросетевые организации обязаны размещать на своих официальных сайтах в сети Интернет информацию о номерах мобильных телефонов и (или) об адресах электронной почты, предназначенных для направления потребителям электрической энергии (услуг по ее передаче) уведомлений о введении ограничения режима потребления электрической энергии.

 

6. Ограничение режима потребления электроэнергии потребителей, имеющих субабонентов

Правилами ограничения предусмотрены особенности введения ограничения режима потребления электрической энергии потребителя, к которому подключены иные потребители (субабоненты) (далее – транзитный потребитель).

Для введения частичного или полного ограничения режима потребления транзитного потребителя Правилами ограничений установлен порядок расчета инициатором уровня частичного или полного ограничения транзитного потребителя, учитывающий объемы потребления субабонентов и потерь в электрических сетях, и обеспечивающий соблюдение прав субабонентов при ограничении транзитного потребителя.

 

7. Контроль соблюдения ограничения режима потребления

Если ограничение режима потребления вводится потребителем путем самостоятельного сокращения (прекращения) потребления электрической энергии, исполнитель и инициатор вправе проводить проверки введения и соблюдения потребителем самоограничения.

Основным способом контроля является проверка показаний приборов учета. При этом Правила ограничения допускают возможность использования любых иных методов контроля электропотребления, соответствующих законодательству.

Для осуществления проверки потребитель обязан предоставить инициатору и (или) исполнителю доступ к его электроустановкам, на которых располагаются приборы учета или иные средства контроля. Отказ или уклонение от предоставления доступа(которое фиксируется в акте о необеспечении доступа в присутствии двух незаинтересованных лиц), является основанием для привлечения потребителя к административной ответственности (см. п.8).

В ходе проверки инициатор и (или) исполнитель осуществляют сравнение показаний приборов учета на момент проверки с показаниями на момент предыдущей проверки показаний этих приборов, по результатам которой составляется акт контрольной проверки, отражающий факт наличия или отсутствия признаков нарушения. При отказе или уклонении (отсутствии) потребителя от подписания акта, акт составляется в присутствии двух незаинтересованных лиц.

Выявленное в результате проверки нарушение потребителем обязанности по самостоятельному ограничению режима потребления, является основанием для привлечения потребителя к административной ответственности (см. п.8).

8. Ответственность за нарушение

порядка введения ограничения режима потребления

Закон № 307-ФЗ внес изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, в соответствии с которыми устанавливается административная ответственность за действия (бездействие), связанные с нарушением потребителями порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе:

 

Статья Нарушение Ответственность
Ч. 1 ст. 9.22 Нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения Штраф

на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификация на срок от двух до трех лет;

 

на юридических лиц – штраф от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

 

Невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии
Необеспечение потребителем электрической энергии доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам
Ч. 3 ст. 9.22 Невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, мероприятий, обеспечивающих готовность к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения Штраф

на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификация на срок от двух до трех лет;

 

на юридических лиц – штраф от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

Ч. 4 ст. 9.22 Нарушение потребителем электрической энергии установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике требований о составлении актов согласования аварийной и (или) технологической брони Штраф на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей;

на юридических лиц – штраф от ста тысяч до двухсот тысяч рублей

 


[1] Категории потребителей, которые относятся к социально значимым, определены в приложении Правилам ограничения.

[2] Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони установлен Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).

Порядок определения величины технологической и (или) аварийной брони установлен Правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики (утв. Приказом Минэнерго России от 06.06.2013 № 290).